Международная научно-практическая конференция «Нормативное правовое обеспечение развития профессионального образования»
26 марта 2025 года в Российской академии образования (РАО) состоялась международная научно-практическая конференция «Нормативное правовое обеспечение развития профессионального образования», организованная МГУ имени М.В. Ломоносова, Российской академией образования, Комитетом Государственной Думы по науке и высшему образованию.
Участники конференции отметили важные события текущего года — 270-летие Московского университета и 5-летие НОЦ «Цифровая образовательная среда» Юридического факультета МГУ.
Активное участие в организации и проведении мероприятия приняли:
Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и высшему образованию;
научно-образовательный центр дополнительных профессиональных компетенций и базовых навыков в сфере юриспруденции и медиации K&P Education;
Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова;
Научно-образовательный центр «Цифровая образовательная среда» Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова;
Кафедра правовой информатики, информационного и цифрового права Юридического факультета МГУ.
Организационную поддержку при проведении мероприятия оказали члены молодежного крыла научно-образовательного центра «Цифровая образовательная среда» Юридического факультета МГУ.
Участниками и гостями конференции стали представители Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, Министерства науки и высшего образования РФ, российские и зарубежные ученые, представители бизнес-сообщества, преподаватели колледжей и вузов, педагоги общего и дополнительного образования, студенты и аспиранты.
В результате работы конференции были достигнуты следующие цели: исследованы модели развития профессионального образования в условиях современных вызовов рынка труда; проведена оценка состояния законодательства в сфере профессионального образования; выявлены проблемы и риски, препятствующие реализации права на профессиональное образование; проанализированы проблемы развития учебно-методической базы высшего профессионального образования и форм его получения; разработаны предложения, направленные на совершенствование законодательства для развития профессионального образования России.
В программу форума вошли пленарное и секционные заседания, а также подведение итогов. Работали секции «Методологические основы нормативного правового регулирования профессионального образования: вызовы и перспективы» и «Развитие высшего образования с использованием информационных технологий и искусственного интеллекта: правовые аспекты».
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Пленарное заседание вели:
Голиченков Александр Константинович — декан Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академик РАО, доктор юридических наук, профессор;
Стриханов Михаил Николаевич — вице-президент РАО, доктор физико-математических наук, профессор;
Зернов Владимир Алексеевич — ректор АНО ВО «РосНОУ», и.о. академика-секретаря отделения профессионального образования, академик РАО, доктор технических наук, профессор.
С приветствием выступили:
Васильева Ольга Юрьевна , президент РАО, академик РАО, доктор исторических наук, профессор;
Скаковская Людмила Николаевна, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, доктор филологических наук, профессор;
Кабышев Сергей Владимирович , председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, кандидат юридических наук;
Смолин Олег Николаевич, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, академик РАО, доктор философских наук, профессор;
Рубин Игумен Иоанн , заместитель председателя синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви.
На пленарном заседании прозвучали доклады:
«Теоретические и методологические основы нормативного правового обеспечения развития профессионального образования» (Голиченков Александр Константинович , декан Юридического факультета МГУ, академик РАО, доктор юридических наук, профессор; Воронин Максим Валерьевич , директор НОЦ «Цифровая образовательная среда» юридического факультета МГУ, ведущий аналитик Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО, доцент РАО, кандидат юридических наук);
«Перспективные направления развития профессионального образования: нормативное правовое обеспечение технологического и образовательного суверенитета» (Ручкина Гульнара Флюровна , декан юридического факультета, профессор кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор);
«Развитие профессионального образования на основе цифровых решений: возможности и риски» (Боровская Марина Александровна , Президент Южного федерального университета, академик РАО);
«Перспективы и риски генеративного искусственного интеллекта в процессе подготовки научных и квалификационных работ» (Ван Юхай , преподаватель Нанкинского педагогического университета (Китай), кандидат юридических наук);
«Нормативное правовое регулирование подготовки кадров для АПК в современных условиях» (Певцова Елена Александровна , доктор юридических, доктор педагогических наук, профессор, ректор Российского государственного университета народного хозяйства имени В.И. Вернадского);
«Реализация конституционных прав на профессиональные образования» (Бикеев Игорь Измаилович , первый проректор Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), доктор юридических наук, профессор);
«Инновационные подходы к юридическому образованию: цифровизация и проектное обучение» (Виноградов Вадим Александрович , декан факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук, профессор).
СЕКЦИЯ «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
Вели заседание Александр Константинович Голиченков и Максим Валерьевич Воронин.
В ходе работы секции были представлены следующие доклады:
«Концептуальные основы развития образования в Казахстане» (Аубакирова Индира Ураловна , директор Института законодательства и правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан, почетный юрист Казахстана, профессор, доктор юридических наук);
«Нормы корпоративной этики в регулировании образовательных отношений» (Бакулина Лилия Талгатовна , декан юридического факультета Казанского федерального университета, профессор РАН, доктор юридических наук);
«Регулирование организации образовательной деятельности по направлению „Юриспруденция“» (Зайцев Олег Владимирович , декан отделения «Высшая школа правоведения» Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор кафедры правового обеспечения рыночной экономики, доктор юридических наук);
«Перспективы кодификации законодательства об образовании» (Бережнов Андрей Александрович , заместитель декана по учебно-методической работе юридического факультета МГУ, кандидат юридических наук);
«Профессиональное образования завтра начинается сегодня. Из практики работы школы» (Кириченко Вита Викторовна , директор ГБОУ «Школа № 1520 им. Капцовых» г. Москвы, почетный работник общего образования РФ);
«К вопросу об использовании искусственного интеллекта в образовании: практические аспекты выравнивания и интерпретации в фундаментальных моделях» (Рогов Олег Юрьевич , руководитель научной группы доверенные и безопасные интеллектуальные системы, АНО «Институт искусственного интеллекта» (AIRI), кандидат физико-математических наук);
«Содержание дополнительного профессионального образования: вызовы современности» (Конова Фатима Руслановна , руководитель Образовательного центра K&P.Education, медиатор Центра медиации при РСПП, член Комиссии по финансовому законодательству МО АЮР; эксперт Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов);
«Особенности участия организаций профессионального образования в заключении и реализации соглашений ГЧП в научно-технологической сфере: нормативно-правовое обеспечение» (Бондаренко Наталья Валерьевна , руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО);
«Классическое юридическое образование и современность» (Давидян Гаяне Михайловна, доцент кафедры истории государства и права МГУ, кандидат юридических наук);
«Лингвистическая безопасность цифровой образовательной среды: филологические и юридические аспекты» (Белоус Анастасия Александровна , доцент кафедры русского языка Института мировой медицины Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, кандидат филологических наук);
«Перспективы развития юридического образования в условиях цифровизации» (Шульгина Елена Александровна , ассистент кафедры правовой информатики, информационного и цифрового права Юридического факультета МГУ);
«Правовые и организационные аспекты проектной работы в образовательном процессе вуза на примере создания студенческих печатных изданий» (Багаутдинова Сания Рустамовна, доцент кафедры экологического и земельного права Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова , кандидат юридических наук, совместно со студентами: Шахмурзаевым Магомедом Имрановичем , магистрантом Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Дзыза Александром Александровичем, магистрантом Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова);
«Путь в профессию: взгляд цифровой молодежи» (Захаренко Юлия Николаевна , руководитель медиацентра «Капцовка» ГБОУ «Школа № 1520 им. Капцовых» (партнерская школа Юридического факультета МГУ). Совместный доклад с учениками школы № 1520 имени Капцовых Занджирбековым Захаром, Зимницкой Катериной, Ивановым Даниилом, Мерлинкиной Софьей, Науменко Иваном).
Участники секции «Методологические основы нормативного правового регулирования профессионального образования: вызовы и перспективы» подчеркнули значимость интеграции современных научных подходов в регулирование сферы профессионального образования. Эксперты акцентировали внимание на необходимости разработки гибких и адаптивных норм, что позволит эффективно реагировать на вызовы времени, включая цифровизацию и глобализацию.
Одним из ключевых результатов дискуссии стало обоснование важности междисциплинарного подхода при создании нормативных актов, который учтет мнения всех заинтересованных сторон, включая образовательные учреждения и работодателей. Собравшиеся пришли к выводу о необходимости повышения прозрачности и доступности нормативной базы в целях улучшения качества образования.
В ходе обсуждений также были предложены рекомендации по созданию механизмов оценки и обновления действующих стандартов с учетом требований современного рынка труда. Секция подтвердила актуальность обсуждаемых вопросов и готовность ее участников к сотрудничеству для достижения совместных целей.
СЕКЦИЯ «РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»
Вели заседание Смолин Олег Николаевич, Зернов Владимир Алексеевич и Стриханов Михаил Николаевич. Доклады, представленные на секции, раскрыли особенности использования информационных технологий и ИИ в образовательной сфере:
«Нормативно правовое регулирование новой модели образования» (Смолин Олег Николаевич , первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, академик РАО, доктор философских наук, профессор);
«Актуальные вопросы деятельности цифровой кафедры в условиях цифровой трансформации вуза» (Минцаев Магомед Шавалович , ректор ФГБОУ ВО «ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова», член-корреспондент РАО, доктор технических наук, профессор);
«Нормативно-правовое регулирование образовательного процесса в вузе 6 вектор развития» (Дарда Игорь Владимирович , проректор по качеству образования и аккредитации АНО ВО «РосНОУ», доктор технических наук, профессор);
«Характеристики правового регулирования в контексте новой модели профессионального образования» (Мацкевич Игорь Михайлович ректор Университета прокуратуры РФ, государственный советник юстиции 3 класса, доктор юридических наук, профессор);
Особенности нормативно-правового регулирования частного вуза в условиях новой модели образования" (Сливин Тимур Станиславович по научно-методической работе АНО ВО «РосНОУ», доктор педагогических наук, профессор);
«Нормативно-правовое регулирование как драйвер развития профессионального образования» (Идрисова Виттория Викторовна , ректор ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, кандидат экономических наук);
«Формирование у обучающихся в вузе способности нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению с применением информационных технологий и искусственного интеллекта в соответствии с законодательствами РФ» (Шматко Алексей Дмитриевич , руководитель научного центра РАО БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, член-корреспондент РАО, доктор экономических наук, профессор; Бурмакин Владислав Михайлович , старший преподаватель научного центра РАО БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова).
Участники секции сформулировали ряд важных выводов относительно актуальности внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Эксперты акцентировали внимание на необходимости разработки четкой правовой базы, которая обеспечит безопасность данных и защиту прав студентов при использовании ИТ-решений.
Среди ключевых результатов выделяется необходимость формирования комплексного подхода к интеграции искусственного интеллекта в образовательные практики, учитывающего права и обязанности как обучаемых, так и учебных заведений. Участники обсудили вопросы ответственности за ошибки, возникающие при использовании ИИ, и резюмировали важность повышения правовой грамотности преподавателей и студентов.
Секция подтвердила, что будущее высшего образования невозможно без активного внедрения информационных технологий, однако этот процесс требует четкой регуляции и постоянного мониторинга изменений в правовой сфере. Участники выразили готовность к сотрудничеству для создания гармоничной цифровой образовательной среды.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Участникифорума пришли к важным выводам о необходимости совершенствования законодательной базы в области профессионального образования в условиях реформы и трансформации образовательных отношений в целом. Эксперты обратили внимание на пробелы в действующих законах, которые мешают адаптации образовательных программ к динамичным требованиям рынка труда. Одним из ключевых стало предложение акцентировать внимание на партнерстве образовательных учреждений с работодателями, что создаст более эффективные механизмы обратной связи.
Участники конференции также обозначили необходимость регулярного мониторинга актуальности образовательных стандартов.
Конференция стала площадкой для обсуждения современных проблем и обмена передовым опытом, что свидетельствует об устойчивом развитии профессионального образования в соответствии с глобальными трендами.
On March 26th, 2025, the international scientific and practical conference "Normative Legal Support for the Development of Professional Education", organized by Lomonosov Moscow State University, the Russian Academy of Education, and the Committee of the State Duma on Science and Higher Education, took place at the Russian Academy of Education (RAO).
The participants noted the significant events of the current year: the 270th anniversary of Moscow University and the 5th anniversary of the Scientific and Educational Center "Digital Educational Environment" of the Faculty of Law of Moscow State University.
Active participation in the organization and conduct of the event was provided by:
·The Committee of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on Science and Higher Education;
·The Scientific and Educational Center for Additional Professional Competencies and Basic Skills in the Field of Jurisprudence and Mediation K&P Education;
·The Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University;
·The Scientific and Educational Center "Digital Educational Environment" of the Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University;
·The Department of Legal Informatics, Information, and Digital Law of the Faculty of Law of Moscow State University.
Organizational support for the event was provided by members of the youth wing of the Scientific and Educational Center "Digital Educational Environment" of the Faculty of Law of Moscow State University.
Participants and guests of the conference included representatives of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, the Committee of the Federation Council on Science, Education and Culture, the Committee of the State Duma on Science and Higher Education, the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Russian and foreign scientists, representatives of the business community, teachers of colleges and universities, educators of general and supplementary education, undergraduate and postgraduate students.
As a result of the conference, the following goals were achieved: models for the development of professional education in the context of modern labor market challenges were explored; an assessment of the state of legislation in the field of professional education was conducted; problems and risks hindering the realization of the right to professional education were identified; problems in the development of the teaching and methodological base of higher professional education and forms of its acquisition were analyzed; proposals aimed at improving legislation for the development of professional education in Russia were developed.
The forum program included plenary and breakout sessions, as well as a summary of the results. The sections "Methodological Foundations of the Regulatory Legal Framework for Professional Education: Challenges and Prospects" and "Development of Higher Education Using Information Technologies and Artificial Intelligence: Legal Aspects" were held.
PLENARY SESSION
The plenary session was chaired by:
·Alexander Konstantinovich Golichenkov, Dean of the Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University, Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Law, Professor;
·Mikhail Nikolaevich Strikhanov, Vice-President of the Russian Academy of Education, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor;
·Vladimir Alekseevich Zernov, Rector of ANO VO "RosNOU," Acting Academician-Secretary of the Department of Professional Education, Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Technical Sciences, Professor.
Welcoming addresses were given by:
·Olga Yurievna Vasilyeva, President of the Russian Academy of Education, Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Historical Sciences, Professor;
·Lyudmila Nikolaevna Skakovskaya, Deputy Chairman of the Committee of the Federation Council on Science, Education and Culture, Doctor of Philological Sciences, Professor;
·Sergey Vladimirovich Kabyshev, Chairman of the Committee of the State Duma on Science and Higher Education, Candidate of Legal Sciences;
·Oleg Nikolaevich Smolin, First Deputy Chairman of the Committee of the State Duma on Science and Higher Education, Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Philosophical Sciences, Professor;
·Hegumen Ioann (Rubin), Deputy Chairman of the Synodal Department for Religious Education and Catechism of the Russian Orthodox Church.
The following reports were presented at the plenary session:
·"Theoretical and Methodological Foundations of the Normative Legal Support for the Development of Professional Education" (Alexander Konstantinovich Golichenkov, Dean of the Faculty of Law of Moscow State University, Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Law, Professor; Maksim Valeryevich Voronin, Director of the Scientific and Educational Center "Digital Educational Environment" of the Faculty of Law of Moscow State University, Leading Analyst of the Center for Educational Legislation and Problems of Law Enforcement of the Russian Academy of Education, Associate Professor of the Russian Academy of Education, Candidate of Legal Sciences);
·"Promising Directions for the Development of Professional Education: Normative Legal Support for Technological and Educational Sovereignty" (Gulnara Flyurovna Ruchkina, Dean of the Faculty of Law, Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor);
·"Development of Professional Education Based on Digital Solutions: Opportunities and Risks" (Marina Alexandrovna Borovskaya, President of the Southern Federal University, Academician of the Russian Academy of Education);
·"Prospects and Risks of Generative Artificial Intelligence in the Process of Preparing Scientific and Qualification Works" (Wang Yuhai, Lecturer at Nanjing Pedagogical University (China), Candidate of Legal Sciences);
·"Normative Legal Regulation of Personnel Training for the Agro-Industrial Complex in Modern Conditions" (Elena Alexandrovna Pevtsova, Doctor of Law, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of the Russian State Agrarian University named after K.A. Timiryazev);
·"Realization of Constitutional Rights to Professional Education" (Igor Izmailovich Bikeev, First Vice-Rector of the Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEUP), Doctor of Law, Professor);
·"Innovative Approaches to Legal Education: Digitalization and Project-Based Learning" (Vadim Alexandrovich Vinogradov, Dean of the Faculty of Law of the National Research University "Higher School of Economics," Doctor of Law, Professor).
SECTION "METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE NORMATIVE LEGAL FRAMEWORK FOR PROFESSIONAL EDUCATION: CHALLENGES AND PROSPECTS
The session was chaired by Alexander Konstantinovich Golichenkov and Maksim Valeryevich Voronin.
The following reports were presented during the section:
·"Conceptual Foundations for the Development of Education in Kazakhstan" (Indira Uralovna Aubakirova, Director of the Institute of Legislation and Legal Information of the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan, Honored Lawyer of Kazakhstan, Professor, Doctor of Law);
·"Norms of Corporate Ethics in the Regulation of Educational Relations" (Lilia Talgatovna Bakulina, Dean of the Faculty of Law of Kazan Federal University, Professor of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Law);
·"Regulation of the Organization of Educational Activities in Jurisprudence" (Oleg Vladimirovich Zaitsev, Dean of the "Higher School of Law" Department of the Institute of Public Service and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Professor of the Department of Legal Support of Market Economy, Doctor of Law);
·"Prospects for the Codification of Legislation on Education" (Andrey Alexandrovich Berezhnov, Deputy Dean for Educational and Methodological Work of the Faculty of Law of Moscow State University, Candidate of Legal Sciences);
·"Professional Education of Tomorrow Begins Today. From the Practice of School Work" (Vita Viktorovna Kirichenko, Director of the State Budgetary Educational Institution "School No. 1520 named after Kaptsov" of Moscow, Honored Worker of General Education of the Russian Federation);
·"On the Issue of Using Artificial Intelligence in Education: Practical Aspects of Alignment and Interpretation in Fundamental Models" (Oleg Yurievich Rogov, Head of the Scientific Group Trusted and Safe Intelligent Systems, ANO "Institute of Artificial Intelligence" (AIRI), Candidate of Physical and Mathematical Sciences);
·"Content of Additional Professional Education: Challenges of Modernity" (Fatima Ruslanovna Konova, Head of the Educational Center K&P.Education, Mediator of the Center for Mediation under the RSPP, Member of the Commission on Financial Legislation of the Moscow Regional Branch of the Russian Bar Association; Expert of the Committee of the State Duma on Labor, Social Policy and Veterans Affairs);
·"Peculiarities of the Participation of Professional Education Organizations in the Conclusion and Implementation of PPP Agreements in the Scientific and Technological Sphere: Normative Legal Support" (Natalya Valeryevna Bondarenko, Head of the Center for Educational Legislation and Problems of Law Enforcement of the Russian Academy of Education);
·"Classical Legal Education and Modernity" (Gayane Mikhailovna Davidyan, Associate Professor of the Department of History of State and Law of Moscow State University, Candidate of Legal Sciences);
·"Linguistic Security of the Digital Educational Environment: Philological and Legal Aspects" (Anastasia Alexandrovna Belous, Associate Professor of the Department of Russian Language of the Institute of World Medicine of the Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Candidate of Philological Sciences);
·"Prospects for the Development of Legal Education in the Context of Digitalization" (Elena Alexandrovna Shulgina, Assistant of the Department of Legal Informatics, Information, and Digital Law of the Faculty of Law of Moscow State University);
·"Legal and Organizational Aspects of Project Work in the Educational Process of a University on the Example of Creating Student Print Publications" (Saniya Rustamovna Bagautdinova, Associate Professor of the Department of Environmental and Land Law of the Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University, Candidate of Legal Sciences, together with students: Magomed Imranovich Shakhmurzaev, Master's student of the Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University, Alexander Alexandrovich Dzyza, Master's student of the Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University);
·"The Path to Profession: A View of Digital Youth" (Yulia Nikolaevna Zakharenko, Head of the "Kaptsovka" Media Center of the State Budgetary Educational Institution "School No. 1520 named after Kaptsov" (partner school of the Faculty of Law of Moscow State University). Joint report with students of School No. 1520 named after Kaptsov: Zakhar Zandzhirbekov, Katerina Zimnitskaya, Daniil Ivanov, Sofia Merlinkina, Ivan Naumenko).
Participants of the section "Methodological Foundations of the Normative Legal Framework for Professional Education: Challenges and Prospects" emphasized the importance of integrating modern scientific approaches into the regulation of the sphere of professional education. Experts focused on the need to develop flexible and adaptive norms that will allow effective response to the challenges of the time, including digitalization and globalization.
One of the key results of the discussion was the substantiation of the importance of an interdisciplinary approach in the creation of regulatory acts, which will take into account the opinions of all interested parties, including educational institutions and employers. The participants concluded that it is necessary to increase the transparency and accessibility of the regulatory framework in order to improve the quality of education.
During the discussions, recommendations were also proposed for creating mechanisms for evaluating and updating existing standards taking into account the requirements of the modern labor market. The section confirmed the relevance of the issues discussed and the readiness of its participants for cooperation to achieve common goals.
SECTION "DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION USING INFORMATION TECHNOLOGIES AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE: LEGAL ASPECTS"
The session was chaired by Oleg Nikolaevich Smolin, Vladimir Alekseevich Zernov, and Mikhail Nikolaevich Strikhanov. The reports presented in the section revealed the features of the use of information technologies and AI in the educational sphere:
·"Normative Legal Regulation of a New Model of Education" (Oleg Nikolaevich Smolin, First Deputy Chairman of the Committee of the State Duma on Science and Higher Education, Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Philosophical Sciences, Professor);
·"Topical Issues of the Digital Department's Activities in the Context of the Digital Transformation of the University" (Magomed Shavalovich Mintsaev, Rector of the Grozny State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Technical Sciences, Professor);
·"Normative Legal Regulation of the Educational Process in Higher Education: 6 Vectors of Development" (Igor Vladimirovich Darda, Vice-Rector for Quality of Education and Accreditation of ANO VO "RosNOU," Doctor of Technical Sciences, Professor);
·"Characteristics of Legal Regulation in the Context of a New Model of Professional Education" (Igor Mikhailovich Matskevich, Rector of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, State Counselor of Justice of the 3rd Class, Doctor of Law, Professor);
·"Peculiarities of the Normative Legal Regulation of a Private University in the Context of a New Model of Education" (Timur Stanislavovich Slivin, Vice-Rector for Scientific and Methodological Work of ANO VO "RosNOU," Doctor of Pedagogical Sciences, Professor);
·"Normative Legal Regulation as a Driver for the Development of Professional Education" (Vittoria Viktorovna Idrisova, Rector of the All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences);
·"Formation of Students' Intolerance Towards Manifestations of Extremism, Terrorism, and Corrupt Behavior in Higher Education Using Information Technologies and Artificial Intelligence in Accordance with the Legislation of the Russian Federation" (Alexey Dmitrievich Shmatko, Head of the Scientific Center of the Russian Academy of Education BSTU "Voenmekh" named after D.F. Ustinov, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Economics, Professor; Vladislav Mikhailovich Burmakin, Senior Lecturer of the Scientific Center of the Russian Academy of Education BSTU "Voenmekh" named after D.F. Ustinov).
Participants of the section formulated a number of important conclusions regarding the relevance of introducing digital technologies into the educational process. Experts focused on the need to develop a clear legal framework that will ensure data security and protect the rights of students when using IT solutions.
Among the key results is the identified need to form a comprehensive approach to the integration of artificial intelligence into educational practices, taking into account the rights and obligations of both students and educational institutions. Participants discussed issues of liability for errors arising from the use of AI and summarized the importance of increasing the legal literacy of teachers and students.
The section confirmed that the future of higher education is impossible without the active introduction of information technologies, but this process requires clear regulation and constant monitoring of changes in the legal sphere. Participants expressed their readiness for cooperation to create a harmonious digital educational environment.
SUMMARY
The forum participants reached important conclusions about the need to improve the legislative framework in the field of professional education in the context of the reform and transformation of educational relations as a whole. Experts drew attention to gaps in existing laws that hinder the adaptation of educational programs to the dynamic requirements of the labor market. One of the key proposals was to focus on the partnership of educational institutions with employers, which will create more effective feedback mechanisms.
Conference participants also noted the need for regular monitoring of the relevance of educational standards.
The conference became a platform for discussing modern problems and exchanging best practices, which indicates the sustainable development of professional education in accordance with global trends.